В ПОИСКАХ ВЕЛИКАНОВ

Вымышленный мир рыцарских романов всегда поглощается повседневным заурядным миром. Как и в Испании конца XVI века, в нашей стране рыцарским вымыслам противостоит убогая провинциальность. Донкихотовские поиски подвигов в прозаических местах побеждаются реальностью. Уже нет вопросов, является ли бритвенный тазик шлемом, а вьючное седло – нарядной попоной. Наша нынешняя жизнь свидетельствует о полной и окончательной победе “тьмы низких истин” над “нас возвышающим обманом”. Там, где кончается Дон Кихот, начинается Санчо Панса. В каждом из нас рыцарь сосуществует с оруженосцем. Романтичность – с обыденностью. Разум – с рассудком. Благородство – с низменностью. Донкихотство – это бесстрашие и жажда подвига в несоответствующих условиях. Пансаизм – это конформизм и забота только о материальном благе в героическое время. Пансаизм – термин, придуманный Робертом Шекли, подразумевает, что человек обычно принимает настоящих великанов за ветряные мельницы.

Санчо Панса сейчас, конечно, многого бы добился. Он женился бы на Дульсинее Тобосской из престижно-исторических соображений. Но поскольку она, по всей видимости, была порядочная дура, он завел бы себе пару любовниц. Для отдыха и для работы. Он выучил бы наконец испанский, чтобы читать про корриду в оригинале. Санчо ездил бы на “Мерседесе” и отдыхал на Гавайах. Аббревиатура подсказывает, что Санчо Панса стал бы директором СП. Он был бы инициативным, предприимчивым, перспективным и зарабатывал большие деньги. Организовывал презентации, т.к. он обожает поесть и выпить с брюнетками, блондинками и шатенками. Уважающими агрессивно-деловую жажду успеха, выраженного в зеленых денежных знаках. Он продал бы ветряные мельницы за валюту, а на вырученные деньги закупил бы что-нибудь вроде то ли бассейнов, то ли гигинтских коллективных биде армейского образца и оборудовал бы ими свой офис. От избытка жизни он спонсировал бы деятельность домов культуры.

Аббревиатура подсказывает, что Дон Кихот подрабатывал бы художественным руководителем в ДК. Этой наивно-бескорыстной организации, граничащей с собесом. В ДК можно почти задаром развлечься и чему-нибудь выучиться в коридоре, когда ожидаешь ребенка, бренчащего на фортепиано или дерущего глотку в хоре. ДК в нашей стране символизирует культуру в массе и надежду на то, что красота стендов в фойе спасет мир по крайней мере для тех, кто пришел посмотреть индийское кино. Дон Кихот превратился бы, возможно, из гордого испанского идальго в длинноносое близорукое лысеющее подобие Россинанта, не имеющего надежды на то, что его подопечные завоюют концертные залы мира с помощью сольфеджио, преподаваемого его потенциальной тещей.

Чтение небылиц спасает от скуки, но порождает желание действовать бескомпромиссно, исходя из рыцарских принципов. Надежнее читать биржевые ведомости, от которых легко заснуть, ибо они призывают к деятельности только рассудок, но не разум. Сон разума рождает чудовищ. Тогда наступает время Дон Кихота. Санчо Панса не различает добра и зла ни во сне, ни наяву. Цивилизация все равно всегда только оруженосец культуры.


Предыдущая |  Содержание |  Следующая