К ВОПРОСУ ОБ УТЕЧКЕ МОЗГОВ В ПЕСОК Следуя классической рекомендации, прежде чем сказать какую-нибудь глупость, сошлюсь на Канта. Он различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотизм (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона) и республику (насилие при наличии свободы и закона). В какой фазе государственности мы находимся? Правильно. От деспотизма мы перешли к варварству. Путь к республике (что дословно значит respublica – общее дело, для людей) еще впереди. Европейское сознание кристаллизовалось в горниле религиозных войн, Реформации и Ренессанса, оно основывается на индивидуализме – форме существования личности в государстве. Мы, воспитанные тоталитарными коллективами с их солдатскими добродетелями: дисциплиной, слепым и некритическим отношением к руководству, безусловным повиновением, готовностью к жертвам – вытеснили из сознания мысль о личности мыслью о значимости коллектива и самого государства. Индивидуализм – это ответственность и свобода. Мы же безответственны, как послушные дети матери-Родины. Г.П.Щедровицкий на одном из семинаров определил коммунистическую идеологию, как “ведро, которое надели на голову советскому человеку, чтобы он всю жизнь читал с внутренней стороны”. Уход коммунистов в заранее подготовленные норы не означает снятия ведра с нашей головы. Марксизм в крови, как вирус. Первичность материального, экономического и восприятие идей, мировоззрений, правовых отношений, учреждений как идеологической надстройки никуда не делись. Процесс производства и обмена товаров все равно рассматривается как не зависящий от воли людей. Примат материи уничтожил всякую материальную жизнь. Примат экономики над всем остальным уничтожил экономику и все остальное. Мы теперь сами держим на голове когда-то надетое ведро. Мы не способны сменить парадигму. Мы ходим в темноте, рассуждая о приватизации, аренде и западной помощи, исключив главное – людей и идеи. Рынок начинается с рынка идей. Торговать лицом можно при любой ментальности, но изменить жизнь можно, только изменив отношение к человеку и его значимости как личности. Никто толком не занимается патентованием, лицензированием, покупкой новых технологий. Никто, кроме военных, не субсидирует науку. Те цивилизации, к которым мы якобы стремимся, – технологические цивилизации, где главное место на рынке занимают идеи. Пока идеи не станут ценными, не будут ценны люди, а значит, ни о каком праве и демократии не может быть и речи. Мы продолжаем жить в тоталитарном марксистском государстве, которое на время перешло к авторитарным формам власти. Человеческая жизнь от гения до дебила у нас так ничего и не стоит. “Торжество материализма в этой стране упразднило материю, – сказал Андрей Белый. Даже с точки зрения марксизма, если работающий не может себя прокормить, значит: 1) он плохо работает, 2) ему платят не за труд, 3) его обворовывают, или все это вместе. “Человек не одинок, кто-то его всегда стережет”. Нас стережет марксизм. |