«ВСЕ ТЕ ЖЕ МЫ ...»

"Отчаяние экономических бедствий приведет (и уже при­водит) к забвению всех других идеалов, которые первона­чально были неотделимы от идеала равномерного распре­деления богатств: так, уже теперь крайние демократы становятся индифферентны к заветам политической и общественной свободы (конституционализму), а равно и к успехам наук и просвещения, готовые безразлично соеди­ниться и с военным деспотизмом, и с торжеством Церкви над государством, лишь бы сила, военная ли, церковная ли, – для нихвсе равно, разрешила экономический вопрос, "накормила всех". Так сто лет назад писал Василий Розанов в одном из примечаний к "Легенде о Великом Инквизито­ре" Достоевского.

Сам Федор Михайлович раньше всех психологов пред­сказал бегство человека, порвавшего с верой, от свободы:"Лучше поработите нас, но накормите нас", – это тради­ционный ответ на вызов свободы.

По-видимому, Россия обречена вечно задавать одни и те же вопросы. С той лишь разницей, что сейчас, вместо того чтобы накормить нищих и приютить бомжей, их, почти десять тысяч, просто выдворили из Москвы.

Нет человека – нет проблемы.

Таким образом, очевидно, столичные власти отметили Международный день борьбы с нищетой. Вместе с «неже­лательными элементами» выселяют бывших депутатов ВС;

чтобы не мутили народ перед выборами, во-вторых, в Москве и так 2 млн. человек живут в коммуналках, в-третьих, в декабре въедут новые хозяева. Лучшие враги, как известно, получаются из бывших друзей.

Обещание "накормить всех" будет присутствовать в программах всех девяти десятков партий и движений, допущенных к участию в выборах. Народ, слегка обалдев­ший от взятого властями аллюра, не различает на такой скорости не только жокеев, но не отличит пегой кобылы "Единства и согласия" от серого в яблоках "Выбора России". И непонятно, отменяет ли лозунг первой партии: "семья, собственность, родина" принципы другой: «свобода, со­бственность, законность». Если еще махнуть семью на свободу – туда-сюда, то родину на законность уже проблематичней...

Характерный опрос, проведенный в Москве, когда среди прочих назывались

Несуществующие "демократи­ческие партии и движения", показал, что сознание населе­ния работает "от противного": лишь бы не коммунисты. Рейтинг мифических "дем. образований" был выше, чем у реальных правых.

Впрочем, смена премьера новым парламентом Польши и результаты местных выборов в Эстонии показывают, что оппозиция во втором тайме отыгрывается. "Дай ему волюшку, слабому человеку – сам ее свяжет, назад принесет", – эта мысль автора "Бесов" хорошо согласу­ется с тем, что власти никогда не бывает достаточно.

Все как-то странно повторяется: "Правда" опять назовет­ся "Искрой", опять – Дума, хлебные бунты, выстрелы в Сараево...

А большая часть нашей жизни пройдет около избира­тельных участков. Рядом с урной. Или будем брать Казань, покорять Кавказ... Еще разок выльем в Японское море радиоактивные отходы – станем воевать с Японией?

Американцы, поделив российский табачный рынок, при полном отсутствии противотабачной пропаганды, обеспе­чив на весь год каждого жителя России пачкой сигарет на день, в качестве компенсации прислали нам очередную партию медикаментов – 40 т: "От сердца (США) к сердцу (России)". СПб подарили компьютерный томограф. Те­перь их в городе пять. Фонд Форда учредил 100 грантов по $ 1200 – 1500 для молодых российских ученых. Спутники НАСА будут использоваться для медицинских консультаций при лечении жертв событий 3 – 4 октября. Интересно, входит ли в планы врачей профилактика рас­стройств тех, кто фотографируется на фоне черного Белого дома, и тех, кто берет за эти фото 2 – 3 тысячи, или проверка организаторов экскурсии по местам недав­них столкновений?

Может быть, некоторая нравственная тупость наблюда­ется ввиду того, что каждый второй житель России в этом году не прочел ни одной книги. Это, конечно, связано с падением книгоиздательства до предвоенного уровня, но еще очевиднее, что это культура, осовевшая от политики и побитая экономикой, завалилась в канаву по дороге к рынку. Но, может быть, хоть каждый первый помнит, что вчера было 19 октября, а значит:

"Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море.

И в мрачных пропастях Земли!"


Предыдущая |  Содержание |  Следующая